Описание
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ НЕ ДЗУРДЗУК/ЦАНАР/ДИДОЙ/ШАРОЕВЕЦ И ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ В ГРУППУ, ТО ПОЯСНЯЙТЕ ДЛЯ ЧЕГО! ЧЕЧЕНЦЕВ ЭТО ТОЖЕ КАСАЕТСЯ))
Шаройцев в народе называют "немцами", а Шаройский район "Швейцарией". Немцами за язык, акцент, частично за рыже-блондинистых представителей))) а Швейцарией за Альпийские луга.
Шаройцы - горская древняя элита. "Шарой Элий" прозвали тейп чеченцы. Выходцами из шаройского клана являются некогда князья авхарских территорий, в наше время полит-элита ЧР и РФ, закулисная элита. "Шаройн Эли" - почти все семьи клана уже давно состояли в "бизнесе", при депортации чеченцев, у нек-х шаройцев имелись фамилии.
Версия о том, что свастика символ фашизма ошибочна. Свастику с прямоугольными концами из ВСЕХ кавказских народов использовалась лишь тейпом Шорийцев. Так же в число шорийских реликвий входит "скифский камень", много переднеазиатских рисунков.
Шаройский тукхум является разросшейся ветвью тейпа Шуоро (Шуори). В тукхум входят следующие тейпы:
Шуоро - ШIорий - имеют свой диалект - шароевский. Делится на 8 говоров: цесский, шаройский, дайхохский или хиндинский, бутийский, пакочский, кенхинский и мосохский. Различают его также на верхнешароевский (распространяется ещё на Шатойский район) и нижнешароевский-архаичный, представлен пакочским, мосохским, хуландойским и шаройским говорами. Кенхинский также особенный. На нём говорят чамалальцы и цезы.
ЦIеси - ЦIуса - "си" на шароевском "душа". Тейп отделился от тейп Шуори и назвался Ц1еси, чтобы отличаться от шоринцев. Переводится как "душа божества ЦIе(Ц1у".
Хуландой - Хьуланда - отделились от шароевцев, как сторожи реки Хуланд. Также нападали на хевсур и тушинов
Мазухой - Мосхой - живут в с. Мосха (Мазухой). Считается что тейп назван по древнему названию Нашаха - Мосох. Другая версия - "собиратели мёда". "Мазу" на шароевском "мёд".
Кири - живут в с. Кири. Ассимилированные ичкерийцами шорийцы. Диалект близок к веденскому
ДIай - живут в с. Дай и селениях Шароя. Отдельный говор.
Хиндухой - живут в с. Хиндух. Смесь тейп Шуорой с орстхоевцами. В их диалекте, как и в диалекте тейп Шуори есть буква "ф".
Шикъарой - родственный Шуорийцам тейпам. Являются тейпами-"братьями"
Также надо заметить что слово "тайпа" не сильно укрепилось у шароевцев, так же , как и термин "тукхум". "Тайп" заменяется "варом"(vaar), а "тукхум" - "тIумом"(thum).
По одному из преданий шорийцы и орстхинцы один и тот же тейп. Неслучайно, орстхинцы оказались в Шарое. Варанкехты("varankehat" - у шорийцев замена "тептару") не фиксируют приход орстхинцев в Шарой, а значит орстхойцы изначально жили в Шарое. В то же время фиксируется изгнание части орстхинцев ("эрштхи арахуссур") из Шароя, которая сопровождалась самой кровавой резнёй между шорийцами и орстхинцами. Тогда, орстхинцы ушли в Галанчож и в Малую Чечню, где основали Орстха-Мохк(Галанчож) и ГIараболакъ (Карабулак). Именно так шло расселение орстхинцев. В свою очередь западные шорийцы были вынуждены уйти в Итумкалинский район, где основали , например, селение Гамх (в чести одного из родоначальников шорийцев - Га-Мах), Ийтталша и др. Вернутся обратно в Дагестан, на прежние территории Шоримарка (Бухние, Шава, Эрас(Араз/Эраш) и т.д.) и в Грузию (пирикитинцы)
В Шарое почитаема местность Цанари(Цанар). Считается, что шорийцы - потомки горских хурритов, живших близ Арарата, Масиса. Вероятнее всего исход шел из с. Шарой на западе Ирана, потом создали провинцию Шарван.