Описание
Приглашаем вас в DO-галерею на лекции из цикла Анны Захаровой «Шедевры византийского искусства»
14 июня, четверг, 19.00
Лекция 1-я : "Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Греция)" В середине 10 в. греческий отшельник и подвижник Лука недалеко от древнего города Дельфы и горы Парнас основал монастырь, ставший вскоре одним из самых больших и знаменитых в Греции. В 30-е гг. 11 в., вероятно, не без участия императора Константина IX Мономаха, был построен и украшен мозаиками главный храм монастыря. Прекрасно сохранившийся ансамбль принадлежит к числу тех, что наиболее ярко отражает основные черты византийского художественного мышления. Каждому изображению отводится определенное место в пространстве храма, превращенном в трехмерную символическую систему, воплощающую основные христианские догматы. Как будто главные принципы монашеской жизни – строгое самоограничение и духовная дисциплина ради полной сосредоточенности на единении с Богом – здесь оказались применены к искусству. Сияющая золотая смальта, инкрустации из полудрагоценных камней, резной мрамор, великолепие и блеск константинопольского придворного искусства, - все это здесь подчинено идее воплощения неземной красоты Царствия Небесного.
21 июня, четверг, 19.00: "Монастырь Хора (Кахрие Джами) в Константинополе" Константинопольский монастырь Хора (Кахрие Джами) в 1315-1321 гг. был украшен мозаиками и фресками трудами Феодора Метохита, высокопоставленного государственного деятеля и ближайшего сподвижника императора Андроника II Палеолога. Если мозаики монастыря Осиос Лукас воплощают прежде всего ту грань византийского сознания, которая связана с устремленностью к интенсивной духовной жизни, то живописное убранство монастыря Хора отражает другую, не менее значимую его сторону: преданность античным традициям, утонченный интеллектуализм и внешнее совершенство форм. Эти мозаики, созданные в эпоху Палеологовского ренессанса – время расцвета гуманитарных знаний и увлеченности античностью в византийском высшем обществе, – во многом близки современной им итальянской живописи круга Джотто и Дуччо. Однако и в этот последний период своего существования византийское искусство остается верно своим важнейшим принципам и не переходит ту грань, которая отделяет подражание земной жизни от символического образа горнего мира.
Захарова Анна Владимировна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и отдела византийского искусства Государственного института искусствознания (Москва). А.В. Захарова – специалист по византийскому искусству, автор около 40 научных публикаций, редактор книги «Образ Византии. Сборник статей в честь О.С. Поповой» (М.: Северный паломник, 2008), участник многих научных конференций и научно-исследовательских проектов. Ее преподавательская деятельность не ограничивается Московским университетом: в 2010-2011 гг. она прочла циклы лекций по византийской живописи в РХГА и на историческом факультете СПбГУ в рамках факультатива по балканскому искусству.
Адрес DO-галереи: ул. Чайковского. 10-61, вход через двор д.8.
Справки и запись по тел. +7 921 932 35 32
Рекомендованная стоимость лекции - 200 руб.