Описание
Кереиты (другие названия — keried, kereid, кэриет, хэрээд,
кэрээд, керәд, кэрэит, кераит,
хэрэйд, керейт, гирей; от монг. хэрээ, передаваемого по-русски
как кэрэ, хэрэ, «во́рон» и -ид, уд,
д — монг. суффикс мн. числа) — союз монголоязычных племён,
обитавших на современных
территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели
свою письменность, государство и
законы. Граничили на севере с енисейскийми кыргызами, на востоке — с монголами, на западе — с найманами, меркитами, на юге — с татарами [1]. Этимология этнонима Этноним кереит представляет
собой древний тотемный этноним
с корнем монг. хэрээ, передаваемом по-русски как
кере, кэрэ, хэрэ , который
означает «во́рон». Имеется и ряд
других версий происхождения
этнонима, впрочем, малоубедительных [1]. Основные сведения До разгрома монголами
Чингисхана и вливания в состав
его народа-войска кереиты
представляли собой союз
нескольких групп (племен),
ведущая роль в котором принадлежала по всей видимости
кереитам. По всей видимости, как
многие союзы того времени, этот
союз состоял из монголо-,
тюркоязычных племен, не
исключены и иные в лингвистическом плане члены
союза. Кереиты приняли участие в
этногенезе ряда современных
монголо-тюркоязычных народов .[1]. История Вопрос о происхождении
кереитов остаётся открытым. По
всей видимости кереитский союз
выделился из группы кочевых
племен известной в киданьских
летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению
С. К. Хойта являлась одной из
ветвей шивэй, наряду с самими
киданями и одноименной
дальневосточной ветвью шивэй [1]. На XIII в., по сведениям,
передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою
«род монголов; их обиталище
есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов».[2] «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского
хана (Тогорила) находилась в
Тёмном Бору на реке Толе. По версии Авляева,[3] кераиты выделились во второй половине
IX века из среды отуз-татар или
шивэй. Г. О. Авляев делает
приблизительную реконструкцию
состава кереитского союза семи
племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали
лидирующее положение),
хиркун(?), альмад или албат,
дунгхоит; тюрко-уйгурские —
джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат.[3], однако не объясняет на чем именно
основан именно такой
лингвистический состав кереитского союза[1]. Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в
христианскую веру вместе с
народом. Хан при крещении
получил имя Маргуз (Мэргус,
Мархус, Маркус, Марк), всего было
крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и
стариков численность кереитов в
начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч.[4] Авляев приводит гораздо большую цифру [1]. В XII веке Кереитское ханство
играло большую роль в степи,
вело войны с утвердившейся в
Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул
Буюрук-хана, взяли в плен татары
и отослали к Цзиньскому двору,
где Маргуза казнили, пригвоздив к
«деревянному ослу». Маргуз
оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские
роды. Один из внуков Маргуза, Тоорил
(Тогорил), получил титул Ван- хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан поссорился с ним, потерпел поражение,
бежал к найманам и погиб.
Кереиты подпали под власть
Чингисхана, и с этих пор их
самостоятельное существование
прекращается. Часть кереитов, бежавших от
войск Чингисхана вошла
впоследствии в состав различных,
главным образом тюркоязычных
народов. Часть кереитов,
попавших в состав монгол, вошла в состав современных
монголоязычных народов. При
этом некоторые кереитские
принцессы стали женами
монгольских ханов, кроме того
правящие династии некоторых монгольских групп (например
то