Описание
КИСАЛЬ Деревня Сала–Кушкет расположена на правом берегу реки Кушкетка, в одном из красивейших мест Балтасинского района. Деревню окружают 10 лесных балок, в каждой из которых бьют холодные родники с кристально чистой водой. С севера высокие лесные холмы защищают деревню от холодных ветров. До райцентра Балтаси 10 км., до шоссе – 500 м. Годом основания деревни можно считать 1710 год. По архивным данным (1836 г.) деревня называлась Кушкет старый малый. Отсюда можно сделать вывод, что деревню основали выходцы из д. Старый Кушкет. В Старом Кушкете к 1710 году имелось 43 хозяйства, а к 1715 г. –25 . В деревне Старый Кушкет малый к 1710 году имелось 5 хозяйств. Значит, часть хозяйств из Старого Кушкета переселились в Сала – Кушкет, а к 1836 г. было 15 хозяйств, 58 жителей. Удмурты деревню свою называют Кисаль (Киселево). Существует такая легенда. Житель деревни Заны (Ср. Кушкет) отправил маленького батрака за киселем в Сала – Кушкет. Маленький мальчик устал и забыл, зачем он пришел. Улица была грязная, он стоял в грязи под дождем и думал, зачем он пришел. Прохожий заметил мальчика и крикнул: «Эй ,сынок ты зачем под дождем грязь превращаешь в кисель? Мальчик вспомнил наказ ,и с криком «Кисель, кисель» пробежал по улице. По удмуртски деревня до сих пор называется Кисаль. Часть жителей деревни в ХIХ веке переселились в Мари – Эл, и основали там удмуртскую деревню Киселево Мари – Турекского района. Современное официальное название деревни Сала – Кушкет. В старину деревню татары , марийцы называли «Сало». А в удмуртском языке существует слово «Салья» – означающая родовую группу удмуртов (воршуд ним). Это слово возникло от слова «сали» – олень. В Старом Кушкете до сих пор одна улица называется «Салья». Можно предположить, что деревню основали жители этой улицы и деревню стали называть Салья – Кушкет, постепенно слово Салья превратилось в Сала. (Данные взяты из книги «Вопросы этнографии Удмуртии»). У деревни есть свое кладбище, где начали хоронить в конце тридцатых годов ХХ века, до этого умерших хоронили в Ципье, где была церковь. До крещения, в языческие времена, хоронили на Средне – Кушкетском кладбище(на месте где сейчас построен клуб и магазин). Существует легенда, что между Кушкетбашем и Сала- Кушкетом имеется марийское кладбище, т. к. раньше на этих территориях жили марийцы, которых вытеснили удмурты. Народ занимался земледелием, выращивали ячмень, рожь, чечевицу, лен, коноплю, полбу. Получали льняное и конопляное масло, из льна и конопли получали волокно, пряли и ткали. Держали коров , коз, овец, птицу, лошадей. Свиней не держали. Каждая семья имела пасеку. Мужчины охотились, ловили рыбу. В середине 19 века в деревню прибыли русские со стороны Арска –Сухановы. В архивных данных Малмыжского уезда 1869 года мая месяца в деревне Сала – Кушкет проживали 99 мужчин и 96 женщин, из них удмуртов мужчин 93 и женщин 93, русских – мужчин 6 и женщин 3. В середине деревни на реке Кушкетка они построили водяную мельницу. Когда у Сухановых выросли 3 сыновей, старшему Николаю построили новую мельницу между деревней Кушкетбаш и Сала – Кушкет, с домом, надворными постройками, а сам хозяин и 2 сыновей остались при старой мельнице. У старшего Николая было 7 детей, в 20- годах он продал мельницу Гульпану из Кушкетбаша и поселился в Сала – Кушкете. Построил дом и занялся хозяйством, а старая мельница обслуживала много ближайших деревень. После коллективизации мельницу подарили колхозу, она работала до 50 – х годов. Народ в деревне трудолюбивый, особо богатых и бедных не было. Жили середняки, ни в чем не нуждались. Участников в Русско – японской войне не было. С началом первой мировой войны жизнь ухудшилась. У крестьян забирали лошадей на фронт. Отправили на войну:
1. Михайлова Павла Михайловича.
2. Яковлева Ивана Яковлевича.
3. Гайсина Сергея Семеновича.
4. Игнатьева Михаила Игнатьевича.
5. Андреева Василия Андреевича.
6. Федотова Михаила Тукт