Описание
Русско-грузинские связи и грузинские миграции на Русь прослеживаются с раннего средневековья. В древнерусских городах жили грузинские строители, художники, купцы. Грузинские мастера участвовали в росписи Киево-Печерского монастыря, храма Спаса-Нередицы в Новгороде (12 в.), в строительстве Дмитровского собора во Владимире (12 в.). Основание грузинской колонии в Москве связано с кахетинским царем Теймуразом I (нач. 17 в.). Жил здесь и царевич Ираклий (Николай Давидович), князья Хохона и Давиташвили. Они занимали видное положение при дворе царя Алексея Михайловича. Породнились с боярскими родами.
Второй этап истории грузинской колонии в Москве связан с царем Имерети и Кахети Арчилом II и его сыновьями. По приглашению Петра I Арчил II окончательно поселился в Москве. Главным делом Арчила в Москве стала организация здесь грузинского книгопечатания. В основном грузины селились в районе Никольской улицы, сел Всесвятское и Пахра. Грузинские переселенцы довольно быстро адаптировались в новой этнокультурной среде и включились в политическую и культурную жизнь Москвы.
Третья, наиболее крупная по численности волна грузинской миграции связана с переселением в Россию (1724 г.) после военного поражения картлийского царя Вахтанга VI - ученого, поэта, переводчика, основателя книгопечатания в Грузии. Вахтангу был пожалован дом опального Долгорукова на Арбате и подмосковное село Воскресенское, здесь грузины построили Грузинскую слободу.
Четвертая волна грузинской эмиграции в Россию связана с присоединением Грузии к России в 1801. В Россию были высланы члены царского дома, представители княжеских и дворянских фамилий, члены их семей, слуги. Часть их поселилась в Санкт-Петербурге, часть - в Москве. Со временем этнокультурный облик переселенцев менялся, они изменяли свои фамилии (Дадиани, Дадиановы, Бараташвили, Баратовы). Фамилии и титулы потомков династии Багратиони были установлены правительством: с 1865 г. потомки Ираклия II и Георгия XII стали именоваться светлейшими князьями. Титул светлейшего князя получили также грузинские, имеретинские и мегрельские князья. Частыми были браки грузин с представителями русской аристократии. Представители грузинской эмиграции составили целую галерею политич. и обществ. деятелей, деятелей культуры России: ученые-грузиноведы братья Багратиони, Н. Д. Чубинашвили, Соломон Додашвили, Григол Орбелиани, А. А. Цагарели и т. д. В Петербурге и Москве жили Сандуховы (Зандукели) - юристы, драматурги и переводчики, строители знаменитых московских бань.
Представители грузинского высшего духовенства активно участвовали в церковной жизни России. В 1715 г. архимандритом московского Донского монастыря стал Л.Габашвили. В 1734-1741 гг. главой Новгородской епархии был Иосиф Самебели, развернувший строительство в Юрьевском монастыре. В его окружении был организатор грузинского книгопечатания игумен Христофор Гурамишвили. Значительная грузинская колония была в Астрахани. Постоянному грузинскому населению была придана церковь Рождества Богородицы, где служба велась грузинскими священнослужителями.
Появление центров компактного расселения грузин на Северном Кавказе относится к 1722-1725 гг., часть сопровождавших Вахтанга VI в эмиграцию осталась в Прикаспии. В приграничные русские крепости Святой Крест, Дербент бежали пленные грузины, армяне, русские. Главными центрами поселения грузин на Северном Кавказе стали города Кизляр и Моздок. Проживают грузины и в терских станицах.
В настоящее время основная часть грузинской диаспоры в России живет в городах (в 1989 г. - 110,6 тыс. чел., т. е. 84,5%): в Москве (19,6 тыс.), Санкт-Петербурге (17,8 тыс.), Владикавказе, Краснодаре. Включенные в общегородскую (европейскую) культуру, российские грузины в большинстве все же сохраняют национальной самосознание и грузинский язык (его считают родным свыше 70%). Многие грузины стали известными деятелями современной русской культуры. Среди них: писатель Ираклий Андроников и Булат Окуджава, кинорежиссер Георгий Д