Описание
«Неформалы» появились в СССР сразу после войны – сначала внеклассовые стиляги, в шестидесятые годы – волосатые, немытые хиппи, которые против войны и за любовь без границ… А в восьмидесятые ВЛКСМ, эта надежда и опора КПСС, «перестроившись», с привычной готовностью распустил сам себя, попутно разогнав пионерскую организацию. Школы пришли в растерянность, потому что педагоги лучше других понимали: ученические массы нуждаются в организованности. Иначе детская активность легко наполнит чашу экстремизма. А уж когда и на кого опрокинется эта чаша – только Богу известно…
Природа, как известно, не терпит пустоты, хотя и не гарантирует качество наполнителя – на место единообразия пионерской организации пришли толпы разномастных «неформалов». И вот представьте, приходит недавно из школы моя внучка и говорит: «Я теперь – анимешница». Я же, хоть и пожилой человек (до сих пор помню вбитые в сознание слова клятвы юного пионера), но к претензиям юности стараюсь относиться с приязнью. Только что мне ответить внучке? «Анимешница» – это хорошо или плохо? По рассказам Марины, в школе, где она учится, кроме анимешников, кучкуются и панки, и эмо, и готы, и Бог знает, кто ещё. Кто они такие? Чем различаются? Надо разобраться.
Различаются они, главным образом, внешностью. К примеру, многие панки красят волосы в яркие цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, хозяйственным мылом, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. Причёска называется «ирокез». В одежде панки предпочитают джинсы, предварительно вымоченные в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. А ещё – холстина на голое тело и – предел мечтаний – кожаная куртка-косуха. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. О себе панки говорят, что они аполитичны и «выражают протест системе своим внешним видом, поведением и образом жизни». Такая, понимаете, форма протеста.
Готы (от слова «готика») предпочитают одежду чёрного цвета, металлические украшения. Их типичный атрибут – анх: символ бессмертия в Древнем Египте, с ним изображались фараоны. Кстати, ребятишки неоригинальны, в восьмидесятые годы как раз изображение анха было принято в качестве эмблемы международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Детвора только добавила сюда черепа, средневековые пентаграммы и прочую «загробную» символику. Что касается причёсок, то здесь готы похожи на панков – те же лохмы, те же «ирокезы». Что же касается психологического портрета, то, как сказано в одном исследовании, проведённом, судя по всему, тоже весьма молодым человеком, «среднестатистический гот, это – тинэйджер в состоянии подросткового депрессняка, с неразвитыми коммуникативными навыками и кучей комплексов. Выбор такого тинэйджера падает именно на готику в силу видимой простоты приобщения к ней: достаточно одеться в чёрное, обвешаться анхами. И отпадает необходимость совершать какую то душевную работу».
Эмо (то есть «эмоциональный»), наоборот, подчёркивают свою тонкую душевную организацию. О себе они сообщают: «Эмо против наркомании, алкоголизма, беспорядочных половых связей, эмо признают для себя важными такие нравственные качества, как сочувствие, сопереживание». «Эмо», как правило, носят сочетания чёрного цвета с розовым. Кроме того, «фенечки» на запястьях, перчатки без пальцев, обязательный рюкзачок… Традиционной причёской «эмо» считается косая, рваная чёлка до кончика носа. Сзади – короткие волосы, торчащие в разные стороны, и для создания этих шедевров ребятишки обливают себя неимоверным количеством фиксирующего лака.
Наконец, анимешники. Название происходит от «аниме», проще говоря, японские мультики. Выпускают их сериями, а источниками сюжетов для сериалов «аниме» чаще всего являются комиксы, «манги». В Японии «манги» широко распространены, в нашей стране пока ещё не очень, и наши анимешники постоянно обмениваются дисками с «мультиками» и книжечками с картинками. Внучка читает (если так можно выразиться) эти книжки взахлёб, порой до четырёх ночи, а днём, едва только сделает уроки, усаживается к телевизору смотреть очере